В гостях у Центра им. К.И. Бескова побывал Андрей Плахетко, который провел семинар для слушателей, а затем поделился с нашим сайтом своими мыслями о развитии футболистов и разнице в подготовке детей разного возраста.

— О чем был сегодняшний семинар, и как вам наши слушатели?

— Семинар был на тему возрастных особенностей и специфики подготовки юных футболистов в возрасте 6-10 лет, это младшая возрастная категория. Поделился своим жизненным опытом, из своей тренерской практики, постарался донести нюансы, которых, может быть нет в учебниках. Студенты молодцы, вели себя активно. Я построил общение в интерактивном режиме, потому что пришёл не нудеть, и заставлять тренеров думать так, как думаю я. Пытались дискутировать, вытаскивать ситуации, с которыми детский тренер будет сталкиваться каждый день, искать решения. Это интересно, потому что это живое общение и живые примеры.

— И в чем же заключается главная специфика в подготовке спортсменов 6-10 лет?

— Отличие в методах, которые используются при подготовке. Для младшей возрастной группе, главный метод — игровой. Каждый тренер должен постараться максимально в тренировочном процессе проводить упражнения в игровой форме. Это позволяет ребенку во-первых поддерживать высокий эмоциональный настрой, а во-вторых, он забывает, что каждое упражнение, это в принципе большое количество повторений одного и того же действия для приобретения навыка. Когда всё это в форме игры, а тренер общается на его языке, называя тех или иных персонажей современных мультфильмов, фильмов, игрушек, то ребенок забывает про тяжесть работы, которую нужно сделать, чтобы чему-то научиться. Это очень важный момент.

— То есть хорошему детскому тренеру мало знать все чисто футбольные методики, нужно еще и погружаться в детскую культуру, чтобы общаться с ребенком на его языке?

— Обязательно нужно говорить на одном языке. Нельзя говорить с точки зрения опыта, он тебя не понимает и не воспринимает. Для того, чтобы он с тобой разговаривал, шёл на ответный разговор, включался мысленно в тренировочный процесс, тренеру нужно понимать чем интересуется юный футболист, чем живёт и дышит. Нужно встать на коленочки, на один с ним уровень и говорить с ним именно так, без этого никуда.

— Про начальный этап понятно, это игры, какой этап следующий и в чем его принципиальное отличие?

— Обычно берется возраст 10-14 лет, этап углубленной подготовки. Здесь уже много вещей уделяется отработке навыков в игровых условиях, начинаются групповые взаимодействия. По сравнению с маленькими, это уже более организованный футбол. Если у детей 6-10 лет он сугубо эгоистичный, то на втором этапе вступают такие понятия как «Я, мяч, партнер», появляются взаимодействия. Игрок учится находить правильный баланс между этими всем, принимать правильные решения в различных игровых ситуациях, когда нужно самому сыграть, а когда отдать мяч партнеру, как действовать без мяча.

— Можно ли пропустив этап начальной подготовки 6-10 лет, прийти чуть позже и всё равно стать хорошим футболистом?

— Конечно можно, мировой опыт показывает, что люди и в 19 лет могут прийти в футбольный клуб и стать чемпионом мира. И в пятнадцать, и в семнадцать, это всё реально, зависит только от индивидуальных способностей и задатков. Но, надо понимать, что начальную школу всё равно придётся пройти. Если ребенок пришел намного позже своих сверстников, ему будет гораздо труднее при прочих равных, если мы говорим об условных двух детях с одинаковым уровнем способностей и задатков. Но бывает, что задатки настолько хороши, что дети пришедшие позже и догоняют, и обгоняют. И всё же нельзя начинать заниматься физикой, не пройдя математику и арифметику.

— Есть ли необходимость тренеру дозировать нагрузку на детей?

— Дозировать нагрузку нужно обязательно, перетренированность гораздо хуже чем недотренированность. Излишние тренировки ведут а) к потере интереса, б) к проблемам со здоровьем. Возрастные особенности детей 6-10 лет чем характиризуются? Становление и построение нервной системы, внутренних органов, первичный скачок роста, который потом будет повторен чуть позже. Перетренированность и сверхнагрузки могут не позволить организму ребенка качественно всё выстраивать. Это может быть вред здоровью очень приличный нанесен.

— Но при этом, в формате игры дети могут бегать часами.

— Здесь не надо путать. В формате игры дети могут двигаться целый день, это однозначно. Но тренировка — это педагогический процесс, где ребенок должен подчиняться: тренеру, правилам футбола, каким-то установленным законам, что требует от него большой концентрации внимания, а это в таком возрасте устаёт самое первое. Там где он просто бегает, никому и ничему не подчиняется, там не от чего уставать. Посидел, отдохнул, через 10 минут батарейка перезарядилась и он может снова бегать. А мозг так не может, поэтому в тренировочном процессе где футболисту приходится подчиняться, держать уровень концентрации внимания они устают гораздо быстрее.