Большое интервью Дмитрия Ананко об итогах работы в "Луч Атэми", развитии футболистов и предложении стать советником Президента МФФ

Новость

Большое интервью Дмитрия Ананко об итогах работы в "Луч Атэми", развитии футболистов и предложении стать советником Президента МФФ

04 августа 2022

В паузе между первым и вторым кругом Чемпионата Москвы по футболу , среди команд ЛФК Дивизиона «А»,  тренерский пост команды «Луч Атэми» покинул Дмитрий Ананко. Мы поговорили с именитым тренером об итогах работы в «Луче», об общем уровне развития футбола и том, как принял предложение стать советником Президента Московской федерации футбола.

ЛУЧ АТЭМИ, ЧЕМПИОНАТ МОСКВЫ, ТИХОНОВ, КАРПИН

- Ваш приход в «Луч Атэми» в своё время очень удивил. Именитые футболисты, выигравшие всё в России, редко приходят в детский или любительский футбол. Что вами двигало?

- Так получилось, что мне близок стадион «Луч» и я хорошо знаком с его руководством. Я дружу с Игорем Прокудиным и с его сыном Алексеем. У них появилась идея возродить команду, которая была на этом стадионе. У меня было время на тот момент, и я посчитал, что мне это интересно. Это не первый мой опыт в любительском футболе, в

тульском «Арсенале» мы тоже начинали с ЛФК. Но было интересно посмотреть на ребят в Москве, где много школ, много выпускников, которые не получили шанса закрепиться в профессиональном футболе. Было интересно дать им второй шанс, тем более что на «Луче» есть все условия для тренировок : поля, спортивный зал, баня для восстановления. 

- И какие были первые впечатления от команды?

- Поначалу было непросто, по своим данным ребята уступали соперникам. Но меня в них интересовало желание играть в футбол и развиваться. У нас ведь до сегодняшнего дня не было каких-то премий, зарплат. На первом месте любовь к футболу и обучаемость, то, как у них горят глаза. И я хочу поблагодарить всех футболистов, которых тренировал в «Луч Атэми» за совместную работу.

- Московский любительский футбол чем-то удивил?

- Некоторые вещи не удивили, а скорее расстроили. Приходили ребята от 17 до 20 лет, и я со своей колокольни видел, что у них страдают практически все аспекты футбольного образования. Начиная от теории и заканчивая практикой. Очень сложно что-то требовать на поле от футболиста, если он даже в теории не знает, как надо относиться к тому или иному моменту. Поэтому начали от простого - много разговаривал с ребятами, выяснял, насколько они готовы выполнять предъявляемые требования. Три-четыре месяца у нас были проблемы. Первую игру мы получили 10:0, и я сказал ребятам, что они мне прилично статистику поправили. Но я понимал, на что иду и никто не опускал руки. Не так страшны ошибки, как отношение к этим ошибкам. 

- Как получилось переломить ситуацию?

- Турнир показал, что уже во втором круге мы не просто стали давать бой лидерам, мы их даже обыгрывали – «Зеленоград», «Сахалинец». Ребята выполняли мои требования и требования тренерского штаба. Мне повезло с помощниками, это были исключительно футбольные люди – Уткин, Имреков, Овчинников. У нас никто никого не ругал, но требовали много. Скоро и ребята начали получать удовольствие от футбола.

- Футболисты, которые к вам приходили – выпускники хороших футбольных школ. Есть понимание, почему они не соответствовали требованиям?

- Вы знаете, я ни в коем случае не хочу кинуть камень в огород тренеров. Но я привык ставить максимальные задачи.  Может, это были мои завышенные требования, но мне кажется, только так и можно расти. Нужно стараться долететь до луны – если не долетишь, останешься среди звёзд. Наверное, кто-то бы сказал, что эти футболисты готовы хорошо и могут что-то сделать на футбольном поле. Но можно из десяти передач сделать две хороших и посчитать, что всё получается, дальше работать спустя рукава. Так не пойдет, нужно, как минимум, девять из десяти передач отдать хорошо, тогда ты растёшь. И так в каждом упражнении.

- Вы довольны проделанной работой в «Луч Атэми»?

- В целом, да. Ко второму кругу у нас уже была совсем другая команда, были победы над лидерами, над командами которые находились на одном с нами уровне. Ребята восприняли требования и глаза загорелись. Этот сезон на самом деле тяжелее, потому что команд стало меньше, но все они очень крепкие, в некоторых нет-нет, да и получают какие-то денежные вознаграждения. И мы при этом идём в серединке, могли войти в пятерку, при том, что играем футболистами 2000-2004 годов рождения. Да и вижу, что соперники стали совершенно по-другому на нас настраиваться. Игроки ездят на просмотры, пытаются закрепиться, я на игры приглашаю знакомых тренеров, агентов, чтобы посмотрели ребят. Помимо футбола еще старался воспитывать ребят в правильном направлении, чтобы они были мужчинами не только на футбольном поле, но и в жизни.

- С вашей точки зрения, каков уровень Чемпионата Москвы среди ЛФК. Например, лидеры чемпионата смогли бы закрепиться во «Второй лиге»?

- Думаю что да, могли бы. Но тут такой момент, что уровень футбола в стране в целом падает. Это не мои слова, я общаюсь со многими тренерами в первой и второй лигах, и они тоже это замечают, так что это не новость. И сейчас нет большой разницы между Чемпионатом Москвы или Второй лигой, поэтому и ведущим клубам, и их игрокам, наверное, нет особого смысла рваться туда чисто по финансовым соображениям. Здесь игроки могут плюс-минус столько же получать, совмещать с работой, играть в каких-то коммерческих лигах. А это важный вопрос – футбол вид травмоопасный, и деньги на лечение нужно где-то находить. Большинство полей сейчас искусственные, и количество травм увеличилось, а их характер усугубился. 

- А любительский чемпионат вообще может помочь футболисту выйти на профессиональный уровень?

- Простой момент. Заканчивает мальчишка футбольную школу. И первый вопрос – куда дальше? Есть молодёжные и вторые команды, но если посчитать количество ребят которые выпускаются из футбольных школ, то понятно, что для всех мест не найдется. Я своим футболистам всегда приводил пример Андрея Тихонова, который отслужил в армии, удачно сыграл против дубля «Спартака» и попал в команду, стал заметной фигурой в нашем спорте. На тот момент ему было 22 года. Из второй лиги – в тот «Спартак». Поверьте, очень много специалистов смотрит за чемпионатом Москвы, и как только кто-то начинает более-менее «шевелиться», его берут на карандаш и дают возможность как-то себя проявить. Ну и опять же – ты выпускаешься из школы, а здесь «Росич», «Зеленоград», футболисты поигравшие в первой и второй лигах, настоящая мужская борьба – хорошая ступень для роста и адаптация ко взрослому футболу.

- Почему сейчас вообще так остро встал вопрос адаптации ко взрослому футболу? В Ваше время же никто об этом не думал, в каждой команде были яркие 18-летние парни.

- Мы росли в нормальной спортивной конкуренции, играли те, кто лучше. Сейчас , мне кажется, эта история немного поломалась. Ну и банально, если посмотреть на зарплаты тренеров – на эти деньги сложно жить, а времени ты должен уделять очень много. С нами работали бывшие футболисты, которые могли научить и подсказать как вести себя в команде, как реагировать на критику тренера. Сейчас же как – не попал в состав раз, другой и руки опускаются. Винят тренера, а не себя. Наш футбол обеднел, почти нет индивидуальностей. Молодых пацанов, которые хорошо бегут, могут обыграть один в один, или непроходимых защитников почти нет – нам пальцев одной руки хватит, чтобы их перечислить. Где их взять?

- Главный тренер сборной, Валерий Карпин, тоже задаётся этим вопросом постоянно.

- Это отличный пример, я застал его в команде, и он сделал себя сам за счет колоссального отношения к делу. У него не было техники Цымбаларя или Черенкова, он не выделялся скоростью как Блохин. Но за счет колоссального труда – Валера игрок сборной, и оставил приятное впечатление в памяти. Стать лидером заграничного клуба – поверьте, это нужно очень ярко себя проявить. Сейчас наш футбол обеднел в этом плане.

- Индивидуальность заменила тактика и командная работа.

- Я с этим столкнулся в «Луч Атэми». У меня в первых играх все футболисты бежали в створ ворот. Я им говорил: «давайте я вам перчатки раздам, в ворота встанете!». Смешно, но было же, приходилось переучивать. Тот же нападающий, который принимает мяч, должен включать скорость, обыгрывать. Не бояться идти в штрафную площадь, заставлять защитников ошибаться. Вот это должно прививаться в детском возрасте, а уж в профессиональном футболе тренер их расставит и научит тактике.

СОВЕТНИК ПРЕЗИДЕНТА МФФ, МОТИВАЦИЯ, ГАДЖЕТЫ, ЕВРОПА

- Расскажите, как получили предложение стать советником Президента МФФ Александра Старцева?

- Мы с Александром Анатольевичем познакомились на серии товарищеских матчей, которые были организованы в Сирии. Все люди, которые были в составе этой группы, произвели на меня большое впечатление. Неординарная поездка, и она характеризовала ее участников. Предложение получил сразу после выборов, на которых Александр Старцев был избран президентом. Мы много встречались и обсуждали, что можно сделать для московского футбола. Москва ведь полна возможностей, здесь отличные условия для занятий футболом, банально, если посмотреть сколько детишек занимается. Я посчитал, что смогу быть полезен и ,с удовольствием, согласился совместно поработать.

- В вашем лице Александр Старцев получил советника с очень разносторонним опытом. Как игрок вы выиграли 9 чемпионств со «Спартаком». Работали детским тренером в сборной России, затем помогали Дмитрию Аленичеву в тульском «Арсенале», окунулись в любительский футбол с «Луч Атэми». Да еще и имеете опыт работы генеральным директором в том же «Арсенале» и коммерческим директором в «Тамбове». Что из этого опыта можно будет применить на благо московского футбола?

- За время карьеры у меня накопилось множество знакомств практически в каждом футбольном клубе, любительском или профессиональном есть люди, с которыми, так или иначе, пересекался. Так что, могу быть полезен в налаживании взаимодействия с клубами и регионами.

На общем собрании, когда избрали Александра Анатольевича, была озвучена идея создания ученого совета. Мне эта идея показалась очень интересной и перспективной. Анализ тенденций современного футбола, поиск возможных решений, разработка каких-то программ и дальнейшее применение их на практике. Я много общаюсь с тренерами по всей России и, конечно, у меня есть идеи как можно сделать наш футбол лучше. Буду рад послужить московскому футболу, и оказывать поддержку Московской федерации футбола и Александру Старцеву не только словом, но и делом.

- Есть ряд проблем, про которые я часто слышу, когда говорю о том, почему уровень футбола в России падает. Хочу узнать вашу точку зрения на них. Говорят, у молодых футболистов появились проблемы с мотивацией. Им перестало быть интересно стать профессиональным футболистом высокого уровня.

- Приведу пример. В прошлом году, декабрь-месяц. Мой «Луч Атэми» играл против молодёжного состава «Спартака», там в составе играли ребята которые получали мало игровой практики, новички и выпускники. Почти ровесники, у меня, может быть, трое футболистов были старше на год-два, на этом уровне это уже не так существенно. И мы их обыграли 8:2! Знаете за счет чего?

- Хотели проявить себя?

- Именно. А я ведь не зря сказал, что играли те, у кого было мало игровой практики и новички. Они должны были хотеть себя проявить, чтобы засветиться в «Спартаке», обратить на себя внимание. Мои ребята хотели, я сам хотел, а соперник надел красивые красно-белые маечки и наиграл на 8:2. Они уже в зоне комфорта, но так не должно быть. Все смотрят на то, какая прическа у Роналдо, какие бутсы, какая машина. А смотреть надо на то,  сколько он тренируется – больше всех и дольше всех.

- Говорят, футбольный мир очень сильно изменили гаджеты. Раньше не было развлечений, и все шли на улицу играть в футбол, а теперь есть интернет и мобильные телефоны.

- Да, появились гаджеты, и еще куча всяких других моментов. Но, понимаете, соблазны были всегда. Я, например, всегда очень хотел уехать и попробовать себя на европейском уровне. Уехал уже к концу карьеры и не туда, куда должен был, но всё-таки в чемпионат Франции, в пятерку сильнейших входит. Это была команда-новичок высшей лиги, и не сказать, что во Франции только появились гаджеты – там всё это было раньше, чем у нас. Но какое у них было отношение к делу! Нас  в «Спартаке» взвешивали минимум два раза в день, а то и четыре, если две тренировки было. Полный контроль, были штрафы за лишний вес. Да и не в них дело, там Олег Иванович предъявлял претензии, и можно было моментально проиграть конкуренцию.

А в Аяччо мне в первый день померили жировую прослойку, и больше не было ни одного взвешивания. И я не видел ни одного человека даже с намёком на лишний вес. Я видел, как там дети тренируются – для них это религия. И никакие гаджеты им не мешали.

- Кстати, в вашем поколении, в девяностых, в начале двухтысячных, все кто хотел уехать и попробовать свои силы – уехали, даже в не самые элитные клубы. Сейчас все говорят, что хотят, но никто не едет. Почему так?

- У меня был вариант остаться в России, предлагали зарплату в пять раз больше, но я выбрал Францию. Зарплата была такая же, как в «Спартаке», небольшая, но мною двигало другое – попробовать себя на другом уровне, выучить язык. Сейчас возьмите среднестатистического футболиста из ведущих клубов, те, кто реально может уехать – у них зарплата от миллиона в год. Чтобы получать миллион чистыми, как у нас, нужно чтобы в Европе платили два, а вы понимаете, какие люди там получают столько? Это игроки сборных. Зачем куда-то ехать, чтобы получать меньше?

- Ради мечты

-  Так еще же нужно, чтобы позвали. А их не зовут. Или зовут, но на сильно меньшие деньги. У нас появляются мальчишки неплохие, вот сейчас в «Динамо». Но надо ехать – Сашка Головин яркий пример. Он из Кемеровской области, у него другая ментальность и другой руководитель. Считаю, Евгения Ленноровича Гинера лучшим руководителем в нашем футболе, и он воспитывает футболистов правильно. В ЦСКА ни одного скандала, и с таким бюджетом всегда в призерах и еврокубках. Это о многом говорит.

А есть еще и просто плохие примеры российских футболистов, например, переход Кокорина в Фиорентину – это как? Да еще и за такие деньги. Понятно, что с настороженностью относятся. Раньше российские и советские футболисты – это был знак качества. Илье Цымбаларю, я знаю, Лацио предлагал «пустой» контракт, только цифры впиши. А он говорит: «Я без Юры Никифорова не поеду». В «Спартаке» даже у запасных были предложения.

- Не мудрено после шести побед в шести матчах группового этапа Лиги Чемпионов.

- Мы играли так, потому что тренировались и относились к делу по другому. Как тренируешься, так и играешь.

- Сейчас плохо тренируются?

- Это аксиома футбола и это сразу видно, по движению, по самоотдаче. Простой пример, проигрывает «Спартак» «Зениту» 7:1. Сколько «Спартак» желтых карточек заработал?

- Одну.

- Где самолюбие? Ты «Спартак»! Этот счет болельщики будут вспоминать всю жизнь. Ну не идет пас, не идет игра – компенсируй борьбой. Ладно, не бьются за «Спартак», но ты ведь спортсмен. Связали руки – дерись ногами. Связали ноги – дерись головой. Должен бороться до конца, а этого нет. 

- Это тоже от тренировочного процесса зависит?

- Помните «Ростов» Курбана Бердыева, который обыгрывал Баварию? Я когда получал лицензию «PRO» попросился посмотреть, как проходит несколько тренировок, и я увидел, что у него всё подчинено футболу. Мне это напомнило наш «Спартак» - я, когда говорю, что мы тренировались 50-55 минут, мне никто не верит. Но это были тренировки на 100%, полный контакт. И какая конкуренция была! Заканчивается чемпионат, стали чемпионами, первый сбор – стоит два состава и Олег Иванович говорит: «Начинаем всё с нуля».

- А нет ощущения, что пришедшие большие деньги убивают мотивацию футболистов расти?

- Мы играли за премии. Если премия составляет 50% от зарплаты – это имеет значение. А когда 5%, 10%? Хотя вот в Уфе, насколько я знаю, футболисты совсем небольшие деньги получали. И с небольшим бюджетом Уфа не была мальчиками для битья, как-то существовали.

- Можно что-то сделать, чтобы у нас стали появляться индивидуальности как раньше?

- Мне кажется, часть денег, которые у нас государство вкладывает в зарплаты футболистов, в трансферы легионеров, можно было бы перенаправить на зарплаты детским тренеров. Дети требуют очень много внимания, эту работу нельзя совмещать с чем-то еще. Конечно, это комплексный вопрос, зарплаты надо поднимать и учителям, и врачам. Но мы говорим о том, как повысить эффективность в футболе. Если повысить зарплаты тренерам, повысится и конкуренция в этом деле. Работать с детьми пойдут бывшие футболисты с большим опытом игры на высшем уровне, которые сейчас по разным причинам не рассматривают эту профессию..

В испанском футболе, например, в детском футболе работают тренеры с лицензией «Pro», и это не просто корочка. Тренеры развиваются, ездят на стажировки, проходят обучение – это же всё тоже стоит денег.

- Какие тренеры были у вас?

Мне повезло, мой первый тренер был Валентин Борисович Козловский, большой фанат своего дела. Причем это была не ДЮСШ, а обычная заводская секция, куда могло по 2-3 человека иногда приходить на тренировку. Потом был интернат, и там уже со мной работал Владимир Данилович Нечепуренко. В сборной Советского Союза у нас тренером был Александр Михайлович Пискарев – все бывшие футболисты, причем высочайшего уровня. Причем, я тоже был молодым, и бывали моменты, где не дружил с дисциплиной, но они всё понимали, где-то могли подзатыльник дать или словом сказать. Не рубили с плеча, были воспитателями, и поэтому нам так легко было переходить на взрослый уровень.

- А инфраструктура сейчас лучше, чем была?

- Инфраструктуру можно улучшать бесконечно. В Голландии полей больше, чем во всей России. А на всю Москву четыре полноразмерных манежа. Ростов и Рубин приезжали играть в Зимнем Первенстве – значит им там не хватает конкуренции. А ведь ростовский интернат был сильнейшим в России. Из нашего интерната вышли Димка Лоськов, я, Юра Ковтун, Андрей Федьков, Вагиз Хидиятуллин – это только те, кто на слуху, а сколько еще по первой и второй лиге играли! При этом, наша инфраструктура – это бывший кадетский корпус, где плац по которому маршировали солдаты, засыпали песком вперемешку с землей, нам нём мы и играли. Это не мешало нашим тренерам учить нас играть в футбол.

- Сейчас в Москве активно развивается массовый футбол, большой интерес был к «медиалиге», матчи которой вы комментировали. Как думаете, это может пойти на пользу спорту высших достижений?

- Знаете, я когда первый раз посмотрел матч «Медиалиги», мне вспомнились слова Леонида Слуцкого, что мы «нефутбольная страна». Понимаю, что он имел в виду, но я посмотрел один матч и сразу подумал – «мы очень футбольная страна!». На трибунах много молодых ребят, которые активно поддерживают свои команды. На поле бьются обычные ребята, для которых футбол – это не профессия. Они отдавали все свои силы, потому что любят эту игру. Да что там далеко ходить, мой отец, а ему 82 года, посмотрел лучшие моменты финала, и заинтересовался, начал задавать мне вопросы.

На самом деле, у них много фишек, которые можно использовать для увеличения популяризации. И нет ничего такого, чтобы подсматривать друг у друга идеи, учиться и развиваться можно всю жизнь, и это всё будет работать во благо футбола.

Автор: Цалон Артем
Теги: